Будучи важной деталью автомобиля, колесные диски вместе с покрышками влияют на ездовые качества и внешний вид транспортного средства. Легкосплавные диски выбирают из-за надежности и безопасности, сниженной в сравнении со штампованными изделиями массой и многообразия дизайна. Несмотря на высокие прочностные параметры, колеса могут повредиться при наезде на яму, бордюр, «лежачего полицейского» и другие препятствия. В зависимости от характера повреждения существуют разные способы восстановления дисков. Поддаются ли ремонту литые колеса, какие есть нюансы реставрации и безопасно ли использовать отремонтированные изделия, рассмотрим в статье.
Диагностика повреждений
Прежде чем приступить к ремонту дисков, важно адекватно оценить степень повреждения. Это делают специалисты автомастерской. Проверка включает несколько этапов:
Визуальный осмотр на целостность.
При движении на скорости не всегда можно различить ямку на дороге и рассчитать движение автомобиля. При резком попадании в яму или выбоину на асфальте образуются сколы и трещины. Диски большего диаметра в сочетании с низкопрофильной резиной чаще подвержены образованию трещин. Как правило, чем массивнее колесо, тем меньше у него запас прочности.
Если колесо получило сильный удар, то при осмотре необходимо снять шины: трещина может скрываться под резиной. Сколы чаще возникают на стыке обода и покрышки из-за бокового удара.
Самый распространенный дефект – царапины и отшелушивание лакокрасочного покрытия. Любое повреждение целостности изделия нельзя игнорировать. Это приведет к дальнейшему разрушению колеса и угрозе безопасности на дороге.
Проверка геометрии на балансировочном станке.
Столкновение с бордюром может стать причиной радиального и осевого биения. Деформированное изделие помещают на специальный станок с микрометром, где измеряются отклонения от нормы.
При радиальном биении происходит смещение колеса в вертикальной плоскости с загибом лицевой или задней части (так называемое «яйцо»). При такой деформации образуются вмятины. Осевое биение по-другому называют «восьмеркой», и в этом случае колесо смещается в горизонтальном направлении. Неправильная геометрия диска приводит к нарушению центробежных сил, быстрому выходу из строя подвески и износу шин.
Важно! Эксплуатировать колеса с дефектами категорически запрещено. Даже царапины на поверхности могут быть признаком микротрещин. Незамеченный изъян может привести к расколу диска во время движения и потере управления.
Его искривление также опасно самопроизвольной разбортировкой на ходу и потерей контроля над машиной.
Способы восстановления легкосплавных дисков
Штампованные колеса при ударе деформируются, и небольшую вмятину можно легко отрихтовать кувалдой. Существенную деформацию стальных изделий исправляют на прокатном стенде. Ржавчина на штамповках устраняется чисткой, на обод наносится слой грунтовки и защитной эмали. Правка легкосплавных дисков – более сложный процесс. Алюминиевый сплав не обладает высокой пластичностью, поэтому любое воздействие приводит к изменению структуры металла с последующим разрушением. О сплавах и технологии изготовления дисков подробно описано в нашей статье "Из чего делают диски".
В автосервисах предлагают восстановить диски на авто следующим образом:
- Сварка. Современная технология аргонно-дуговой сварки позволяет устранить трещины, восстановить сколы обода и даже сварить лопнувшие лучи. Чтобы сварить диск, нужную область нагревают горелкой. Но стоит помнить, что нагрев до температуры 220-230°С разрушает сплав на молекулярном уровне и приводит к истончению конструкции.
- Рихтовка. Рихтовка – выстукивания колеса без нагрева. Это довольно трудоемкая работа, за которую возьмется не каждый специалист. Стоимость качественной рихтовки иногда близится к стоимости нового диска.
- Прокатка. Правка литых моделей на станке происходит под гидравлическим прессом большой мощности со строго дозированным давлением. Иногда для ускорения процесса место деформации нагревают лампой, что недопустимо. Это, как и в случае со сваркой, нарушает целостность структуры изделия.
- Алмазная проточка. Небольшие повреждения и царапины на поверхности можно устранить при помощи алмазной проточки на специальном оборудовании с ЧПУ.
- Восстановление защитного лакокрасочного слоя. Это косметическая процедура реконструкции дисков. Поверхность необходимо очистить от старой краски, отшлифовать и нанести новый защитный слой. Для этого используют грунтовку, порошковые или жидкие краски и лак.
Ремонтировать колесные диски или купить новые?
Выбор зависит от масштаба повреждения колес и желания автовладельца сэкономить. Небольшие царапины покрытия и отшелушивание краски подлежат косметическому ремонту. При незначительной деформации можно выровнять вмятины, а мелкие дефекты восстановить при помощи сварки.
Но следует помнить: ни один сервис не дает 100% гарантии, что диск через неделю/месяц/год эксплуатации не напомнит о своих проблемах. Потому что при нагреве и вытяжении меняется структура сплава, что влияет на прочностные параметры. При наезде на препятствие есть риск, что он снова пострадает.
При особенно сильном ударе лопается обод или лучи, и изделие практически рассыпается. В этом случае рекомендуется заменить колесо, особенно если трещина затронула область ступицы. Ремонт обойдется дорого, да и вряд ли полностью удастся восстановить такой экземпляр. Не поддается восстановлению и сильное нарушение геометрической формы.
В Москве есть множество салонов, которые предлагают услуги по ремонту колесных изделий. На нашем портале ВсеКолёса.ру можно подобрать легкосплавные модели разной ценовой категории для легковых авто, кроссоверов и внедорожников.
27.02.2023 Автор статьи: Анна Костина